Поп-арт

Поп-арт от английского popular art, сокращенно pop art – популярное, общедоступное искусство, второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т. е. производящее шокирующий эффект. Поп-арт – направление в искусстве конца 1950-х начала 70-х возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменует переход к концепции нового авангардизма.

Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа. Источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не с художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации: печать, телевидение, кинематограф.

Новые технические приемы стиля поп-арт, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы – фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры художника, так и «раскрытию эстетической ценности» образцов массовой продукции.

Изначально поп-арт зародился в Англии, но наибольшей известности достигли американские и французские художники и дизайнеры. Вскоре сходные направления стиля появились в Италии, Германии, и даже в СССР, отделенном в то время от остального мира «железным занавесом». В 1952 при Институте современного искусства в Лондоне несколько критиков, художников и архитекторов образовали «Независимую группу», изучавшую современные технологии и городскую народную культуру. Художники Ричард Гамильтон, Эдуард Паолоцци начали заниматься изучением «имиджей» массового искусства. К феномену «массовой культуры» применялись различные методы исследования – от лингвистического до психологического.

Изучения проводились на основе американской культуры, к которой члены группы испытывали смешанные чувства иронии и восхищения. Ричард Гамильтон и Эдуард Паолоцци создавали композиции-коллажи из наиболее популярных тем печати и рекламы новых промышленных изделий. Тогда-то один из членов группы, критик Лоуренс Аллоуэй, и предложил для обозначения нового явления изобразительного творчества термин «поп-арт».

В 1956 в Лондоне прошла выставка «Это – завтра», состоящая из фотографий голливудских кинозвезд и кадров из фильмов, увеличенных до размера киноэкрана. После выставки к группе примкнули выпускники колледжа изящных искусств: Питер Блейк, Рональд Китай, Дэвид Хокни и др. Из интеллектуалов-исследователей художники постепенно превращались в апологетов массовой культуры, проповедников не только новой эстетики, но и нового образа жизни, основанного на анархических идеалах свободы, новых принципах морали и рок-музыке.

Товарный фетишизм и идеология равных возможностей в США приводят к тому, что с конца 1950-х поп-арт получает широкое распространение в американском искусстве. Международную известность поп-арту в его американском варианте принесли такие художники как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джэспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Весселман, Клаас Олденбург, Энди Уорхол. Эти художники реабилитируют мир красоты банального, в их произведениях сквозит гордость тем, что американская торговля изобрела такие товары, которые всегда хороши, дешевы и равнодоступны. Их искусство, в определенном смысле, памятник таким товарам и социальному равенству, ведь потребляя продукт, мы можем идентифицировать себя с любым другим потребителем этого продукта: «Ты можешь смотреть телевизор и видеть кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, ты тоже можешь пить кока-колу… Все бутылки кока-колы одинаковы и все они хороши» – говорил Э. Уорхол, прославляя потребление и делая потребление частью своего искусства. Уорхол отмечал, что поп-арт поменял внутреннее и внешнее местами.

Поп-артисты создавали образы, который любой человек, идущий по Бродвею, узнавал в ту же секунду – комиксы, столы для пикника, мужские штаны, знаменитости, занавески для душа, холодильники, бутылки кока-колы – все те великие вещи, которые абстрактные экспрессионисты изо всех сил старались вовсе не замечать. Поп-арт использовал то, что уже есть, и, более того, что набило оскомину, стало привычным – готовое изделие: настоящие консервные банки, бутылки, ящики, флаги, которые вовлекались в комбинации или подборки с другими настоящими предметами, рисованными или живописными элементами, фотографии, газетные или журнальные иллюстрации, кинокадры.

Раушенберг, Уорхол вводили предметы «массовой культуры» в картину как прямую цитату – в виде коллажа или фото воспроизведения. Раушенберг разработал жанр комбинированных картин, в которых живопись в духе абстрактного экспрессионизма соединялась с реальными предметами. В начале 60-х в стиле поп-арт начал работать Том Вессельман, сочетавший плоскостное изображение с реальным антуражем.

Весселман, начинавший как карикатурист и Розенквист, который в юности раскрашивал уличные вывески, имитировали композиционные приемы и живописную технику рекламных щитов в стиль поп-арт. Заимствованный «имидж» массовой культуры помещался в иной контекст, изменялся масштаб, материал, обнажался прием или технический метод, выявлялись информационные помехи, в связи с этим первоначальный образ парадоксально преобразовывался, и иронически перетолковывался.

Интерьер стиля поп-арт – это радужно-яркие сочетания цветов и использование уже давно существующих объектов, материалов и форм в новом качестве. Стиль поп-арт появился в искусстве в 60-х годах и быстро проявился в оформлении, включая дизайн интерьеров. Сейчас печатные рисунки, комиксы на тканях в поп-артовском стиле – очень популярный мотив в оформлении интерьеров. Это тот самый слегка «сумасшедший дом», который интуитивно приходит на ум при слове поп-арт: кислотные цвета, обилие пластика, неоновая подсветка и глянец, глянец, глянец повсюду. Стены обязательно должны быть яркими, а в идеале – разных цветов и даже фактуры. О гармонии в классическом понимании лучше забыть сразу.

Художники поп-арта вдохновлялись обыденными предметами, которых производилось миллионы. Мир средств массовой информации, реклама, комиксы – все это для них представляло несомненный интерес. В работах использовались консервные банки, страницы журналов, электроника, фотографии, билеты и т. д. Предметы многократно копировались, монтировались в коллажи, ассамбляжи. Поп-дизайн был неотделимо связан с американской мечтой абсолютно потребительского мировоззрения, которая в начале 60-х овладела всем западным миром. Идея производства долговечных, добротных товаров сменилась лозунгом «сегодня использовал – завтра выбросил». Это был прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Детский стул из гофрокартона, цветное пневматическое кресло из поливинилхлорида – стали символами распространяющейся «культуры недолговечности».

Поп-дизайн с его яркими цветами, смелыми формами, дешевыми товарами стал стилем для молодых.

Наиболее популярными материалами для дизайнеров стиля поп-арт стали различные виды пластиков, пластик привлекал низкой ценой и разнообразием цветов. Поп-арт развивал свои принципы формообразования, противоположные функционализму, но при этом не противоречащие ему. Ален Джонс создал в натуральную величину полуобнаженных красавиц, которые одновременно были предметами мебели. Тем самым он поставил вопрос о границе между искусством и функциональным дизайном. Поп-дизайн вместе с другими течениями анти-дизайнерской направленности противостоял современному движению – функционализму, модернизму – заявлявшему «меньше – значит лучше» и привел к радикальному дизайну 70-х. Средства массовой информации способствовали популяризации поп-арта. Многие считают, что до сих пор трудно дать точное определение сущности стиля поп-арт и очертить его границы, но никто не сомневается, что поп-арт стал символом признания и одобрения новой «популярной культуры».

Хорошим решением стиля поп-арт в интерьере может быть вариант, когда одна из стен остается светлой, еще две – контрастных ярких цветов, а четвертая выполнена в фирменной Уорхоловской технике многократно повторяющегося мелкого узора. И все четыре без сожалений украшаются в зависимости от Вашей фантазии и приверженности к тому или иному поп-арт деятелю изображениями Мэрилин Монро, Элвиса, Мао Цзэдуна, сценами из комиксов и т. п.

С чем еще придется смириться при оформлении интерьера в стиле поп-арт так это с дефицитом мебели. Конечно, типичные для 60-х диваны и кресла округлых форм и ярких цветов, пуфы и небольшие столики допустимы, и даже приветствуются. Но вот шкафов, вообще говоря, быть не должно – смиритесь с мыслью о том, что хранить вещи придется в нишах, на подиумах или во встроенных шкафах. Да, откровенно говоря, лишние вещи теперь в Вашем доме и не приживутся, а для одежды лучше всего выделить отдельную гардеробную.

 



    Оставить комментарий